Типичное рассуждение по поводу рынка можно найти в классической «Теории политической экономии» У.С. Джевонса (1871): «Вначале рынок представлял собой публичное место в городе, где пищевые продукты и другие предметы выставлялись на продажу, но затем это слово было обобщено и стало означать всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара».Однако с середины XIX века мир существенно изменился. Изменился и рынок. Он стал тотальным, пронизывающим всё и вся. Простой декларации, что существует множество различных рынков, уже недостаточно. Если мы сегодня говорим об эпохе капитала, то требуется определение специфических черт именно капиталистического рынка.Капитал – это ресурс, предназначенный для извлечения прибыли. Соответственно, капиталистический рынок – система, обеспечивающая эту прибыль. Вне рынка понятие прибыли теряет свой смысл. Предполагается, что если мы можем извлечь из чего-то прибыль, то мы должны иметь возможность продать это по цене, превышающей наши затраты. Пусть даже в настоящий момент мы ничего продавать не будем, но рынок нам нужен, чтобы исчислить прибыль, заключённую в нашем ресурсе, сравнив наши затраты на этот ресурс и существующие рыночные цены. Рынок даёт оценку величины капитала.Ресурс превращается из просто собственности и имущества в капитал не в силу объективных обстоятельств, а волевым решением владельца ресурса. Человек начинает прикидывать возможность извлечения прибыли из того, чем он располагает, то есть вводит свой ресурс в зону рынка, - хотя бы только с помощью соотнесения своих издержек и рыночных цен. Ещё нет ни конкретного предложения, ни спроса, но появляется коммерческий интерес.Таким образом, капитал, понимаемый как функция коммерческого интереса собственника, инициативен и первичен по отношению к рынку. Он наполняет рынок, наращивает его объём. Если же нужного капиталу рынка до сих пор не существовало, то он его создаёт.Последняя ситуация сулит владельцу капитала немалые выгоды. Если рынка нет, то и назначенную цену сравнивать не с чем. Когда продаёшь то, что ранее не продавалось, цена ограничена лишь платежеспособностью покупателя да даром убеждения продавца. Прибыль на таких сделках может быть значительной.Итак, рынки постоянно возникают и расширяются. Это необходимо капиталу в его стремлении получить всё большую прибыль. Следовательно, рыночную среду нельзя считать нейтральной. Она агрессивна. Что же является объектом агрессии?Общая схема любого рынка следующая: продавец и покупатель, заключая сделку, вступают между собой в определённые отношения. Слово «отношения» здесь самое главное: одни отношения рынок создаёт, другие преобразует. Рынок – это, прежде всего, отношения, а по большому счёту – только они.Со временем человечество стало понимать это всё лучше и лучше. И в XX веке понимание отразилось в структуре рынков: доля услуг в ВВП развитых стран стала превышать долю товаров. Услуга – это сделка, предметом которой является отношение в чистом виде. Человечество сделало вывод, имеющий колоссальные культурные последствия: любое отношение можно продать. Иными словами, любое отношение можно включить в зону рынка.Соответственно, современная эпоха описывается непрекращающимся наступлением коммерческого интереса на сферу человеческих отношений. То, что раньше было частью личной жизни, действиями, мотивы которых лежали в стороне от экономики, сегодня получает коммерческую окраску. Всё превращается в капитал.Например, заговорили о человеческом капитале. Под человеческим капиталом следует понимать некий рыночный эквивалент человеческой ценности. Она создаётся с помощью инвестиций, а инвестиции – это затраты, которые необходимо вернуть, и вернуть с прибылью. Теперь расходы на информационное, профессиональное и личностное развитие человека считаются допустимыми лишь в том случае, если они повышают его экономическую эффективность. Естественно, что в такой модели инвестиционно привлекательной является молодежь, а затраты на стариков превращаются в инвестиции с отрицательной доходностью, которых следует избегать. Иногда об этом говорится открытым текстом, как было сделано в .Традиционная система человеческих взаимоотношений взламывается и переформатируется. Человеческое общество перестраивается так, чтобы объём рынка был максимальным. То, что может быть расценено как препятствие на пути расширения рынка, должно быть устранено. Фрагмент картины Петра Грузинского «Рынок в Фонтенбло» Одним из таких препятствий является семья.Семейный уклад по своей природе экономичен. Как это описывает одна народная сказка: муж и жена поели, остаточки остались. Появились детишки – детишек покормили, сами остаточки подъели, может и не сытно, но и с голода не умрёшь…Семья – естественная среда человеческой кооперации, первичное звено социума, в котором люди добровольно и охотно делятся друг с другом. Не случайно народная мудрость видит в семье самую надёжную защиту и поддержку: «семья в куче, не страшна и туча». Любовь и бескорыстие, взаимовыручка и взаимопожертвование начинаются с семьи.В семье человеческие отношения явлены в своём максимуме. Нет необходимости подменять их вещами. Поэтому семье нужно меньше вещей. Один дом, одна машина, один холодильник и т.д.
Одно из самых популярных слов современности – «рынок». Пресса то и дело сообщает нам о свободных и регулируемых рынках, рынке ценных бумаг, товарных рынках и т.д. и т.п. Мы привыкли к тому, что рыночная цена – самая объективная, а рыночная экономика – самая правильная… Но понимаем ли мы при этом, что, собственно, обозначается словом «рынок»?
Рынок против семьи — Общество — Татьянин День
Комментариев нет:
Отправить комментарий